Отправить сову Консультация В университет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция 5.
Вот мы и подошли к концу темы "Существительное". Сегодня я планирую дать последние два склонения. Однако это не повод расслабляться, потому что впереди у нас - степени сравнения прилагательных, наречия, местоимения, числительные, необъятная тема "Глагол"... Так что готовьтесь морально.
Четвёртое склонения существительных.К четвёртому склонению относятся существительные, основа которых заканчивается на -u (u-краткую), преимущественно мужского и среднего рода. Слова мужского рода - сигматического типа (в Nom.Sg. заканчиваются на -s), слова среднего рода - асигматического типа. Исключения - несколько слов женского рода: idus, iduum - иды (только в Plur.) domus, -us - дом tribus, -us - триба (третья часть) manus, -us - рука; отряд Рассмотрим парадигму склонения на примере слова мужского рода gradus, us, m. - степень, шаг, и слова среднего рода cornu, us, n. - рог, фланг. Прошу быть предельно внимательными, потому что по внешнему виду существительные 4-го склонения весьма похожи на существительные 2-го склонения. Рекомендую почаще заглядывать в словарь, где дана их словарная форма, чтобы не допускать ошибок.
* Здесь -ibus произошло от -ubus. Поэтому u-краткая пропадает. Некоторые слова сохранили -ubus в окончаниях Dat.Plur. и Abl.Plur., например: lacus - озеро, arcus - лук (в смысле оружие), portus - порт. То есть в Dat.Plur. и Abl.Plur. они будут выглядеть как lacubus, arcubus и так далее.
Пятое склонения существительных.К пятому склонению относятся существительные с основой на -e (на е-долгую), почти все - женского рода. Рассмотрим парадигму склонения на примере слова res, rei, f. - дело, вещь.
Полностью все падежи обоих чисел, однако, образуют только два слова: res, rei, f. - дело, вещь dies, diei - день (зато у этого слова есть сложности с родом: если оно означает день с астрономической точки зрения, его род - женский, если же оно означает день в смысле продолжительности - мужской). Другие слова не имеют косвенных падежей в Plur. (имеют только Nom., Acc. и Voc.). Рассмотрим эту особенность на примере слова spes, spei, f. - надежда
Латынь Карла Линнея.Теперь, когда мы закончили изучение существительных и прилагательных, я хочу немного рассказать вам об особенностях латинских названий видов животных, растений и проч. Как известно, классификацию различных представителей мира природы, которой мы сейчас пользуемся, придумал Карл Линней. И, желая, видимо, придать своей системе универсальность, решил, что названия всему, что в неё вошло, нужно давать на латыни. Он ввёл бинарную номенклатуру, согласно которой каждый вид обозначается двумя латинскими названиями - родовым и видовым. Видовое имя состоит из родового имени (которое должно выражается существительным в именительном падеже) и видового отличия (выражаемого, как правило, прилагательным, причастием или существительным в родительном падеже). Заслуга Линнея весьма велика. Многочисленным видам он дал названия, свёл в систему разрозненные знания о них. Но! Дело в том, что Карл Линней не знал латыни. Он сам это признавал. Поэтому в его "латинских" названиях часто существительное и прилагательное не согласованы по роду, числу или падежу. Кроме того, не зная латинских слов или не находя подходящих, Линней часто изобретал свои собственные, которых вы поэтому не найдёте в классическом латинском словаре. А впоследствии названия, данные Линнеем, закрепились. Позже другие учёные (видимо, также имевшие довольно смутные представления о правилах латыни) тоже допускали ошибки в согласовании и придумывали слова. В результате латынь биологии, ботаники и некоторых других дисциплин сильно отличается от "правильной" латыни. Теперь все эти названия используются традиционно, и не делается попыток исправить ошибки в латыни, допущенные Линнеем и его последователями. Я рассказываю это для того, чтобы, столкнувшись с подобными вещами на практике, вы не растерялись и не подумали, что те знания, которые сейчас даю вам я, ошибочны. ;) Вот примеры названий видов живых существ, которые иллюстрируют то, что я только что рассказала: Сова обыкновенная сипуха называется Tyto alba, хотя нам с вами очевидно, что Tyto - слово не женского рода, а alba - женского. Бабочка бражник липовый называется Mimas tiliae - хотя Mimas - это явно не Nom.Sg., а Acc.Plur. И т. д. Можно привести ещё множество примеров. Но, как известно, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. И вам, если вы пожелаете проявить подобную "изобретательность" на контрольных, прощения не будет. :) В отличие от Карла Линнея вам вменяется в обязанность знать правила латыни и обращаться с латинскими словами согласно этим правилам. Вот и всё на сегодня. Домашнее задание для желающих: 1) (На 10 баллов) Просклонять словосочетания, предварительно с помощью словаря переведя их, определив род, число и склонение (учитывая, что среди данных слов могут оказаться и исключения): motus celer lacus altus spes bona 2) (На 10 баллов) Пользуясь словарём, перевести предложения: 1. E fructu arbor cognoscitur. 2. Manus manum lavat. 3. Motus terrae est ab occasu ad ortum. 4. Verus amicus amore, more, ore, re cognoscitur. 5. Unus dies gradus est vitae. Отправить сову Консультация В университет |